ТЕМА ОТВЕРЖЕННЫХ
Идея о человеке, которого отвергло общество, лежит в основе очень многих сюжетов. Что может лежать в основе этого конфликта? Да очень много причин. Физические или психические отклонения, религиозные или национальные противоречия. Да все что угодно. Сюжеты могут принимать самые причудливые обороты, но идея остается такой же.
Человек, отвергнутый обществом, становится изгоем. Человеком без родины. Человеком, который живет как бы в вакууме. Но и этого обществу кажется мало.
Оно протестует против самого факта существования этого человека. И начинается травля. С одной стороны демократические принципы гарантируют защищенность человека в обществе, а с другой стороны -всегда ли можно слепо верить в эту гарантию?
Остановимся на этих самых "причудливых оборотах". Конечно, можно снять очередную историю о каком-нибудь мальчике с уродливым лицом, который хочет жить полноценной жизнью, но которому этой самой жизнью жить не дают. Но ведь эту историю можно рассказать несколько по-другому: использовать аллегорию, внести элементы фантастики, триллера или даже ужаса.
А если еще слегка подкрасить сюжет комедийными красками, чтоб просмотр такой картины не очень тяготил зрителя, то такой фильм вполне может прижиться, если не на большом экране, то по крайней мере на кассетах на полке дома.
Пример:
Фильмы / мультфильмы:
Пиннокио (aka Буратино),
Франкенштейн,
Короткое замыкание,
A.I. (Искусственный интеллект),
Кинг-Конг,
Приключение Электроника,
I.T. (Инопланетянин),
Красавица и чудовище,
Эдвард Руки-Ножницы
Аленький цветочек и т.д. и.т.п
Список таких фильмов большой, так что можно перечислять до бесконечности, к тому же, едва ли не по каждому снято множество сиквелов, приквелов, мультипликационных сериалов и проч.
Остановимся на этом списке, чтоб разобраться: кто же у нас играет роль изгоев в современных или почти современных фильмах?
Можно выделить основные группы изгоев:
1. Инопланетяне.
2. Роботы (обладающие искусственным интеллектом).
3. Животные (обычно устрашающего вида) в том числе сказочные герои (заколдованные насильственным путем).
Начнем разбираться с каждой группой отдельно.
1. Инопланетяне
Как сказал известный «астроном»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизнь на Марсе - науке это не известно. Наука пока не в курсе дела». Сколько лет назад была произнесена эта фраза, а наука все еще не в курсе дела. А раз наука не в курсе, значит начинаем выдумывать, кто во что горазд.
Итак, инопланетян еще никто толком не видел, но их уже надо как-то классифицировать.
Большинство создателей фильмов не утруждают себя столь обременительным упорядочиванием видов и подвидов, а делят их все на две группы:
а) враждебно настроенные;
б) дружественно настроенные.
Мало кто из режиссеров утруждает себя выделением еще одной группы: нейтрально настроенные.
Действительно, пролететь 100 световых лет и сохранять нейтралитет, как «Яблоко», не спортивно.
Нет, для этого вида инопланетян нет никакой мотивации прилетать на Землю. А раз они не прилетают, то зачем их классифицировать?
У инопланетян из первой группы мотивация железная: «Наш мир замерзает или перенаселен, и мы ищем себе новый дом.» Коротко и ясно, ребята пришли занимать новую песочницу. У второй мотивация слабее, но то же имеется: "Мы пришли с миром. Давайте обмениваться технологиями. Вы нам кофеварку, а мы вам корпускулярный дезинтегратор и т.д."
Это мотивации с точки зрения инопланетян. Но и земляне имеют свою точку зрения по поводу прилета чужаков.
Те, кто верит, что прилетевшие инопланетяне принадлежат к первой группе, используют для подтверждения своих слов примерно такое выражение: "Если бы у них были дружественные намерения, то бы они предупредили нас о своем посещении."
А у тех, которые надеются, что прилетевшие инопланетяне принадлежат все-таки ко второй группе, бытует следующее мнение: «Они не для того пролетели 100 световых лет, чтоб начать здесь резню».
Итак, вернемся к нашим баранам. Для того, чтоб инопланетянин подходил к нашему сюжету, он должен по понятной причине относиться к подвиду «дружественно настроенные».
Для остроты ощущения он должен быть либо негуманоидного или полугуманоидного вида, хорошо говорить по-английски, или, по крайней мере, быстро этому языку учиться.
Зрители не простят режиссеру, если в течении всего фильма с инопланетянином будут разговаривать исключительно на языке жестов. Желательно, чтоб сей продукт внеземной цивилизации мог дышать кислородом и был органическим существом на основе углерода. Дабы он спокойно смог сыграть пришельца-изгоя, а не помчался бы сломя голову искать собратьев в силиконовую долину.
Так, инопланетянин есть.
Следующим этапом создания фильма на подобную тематику – надо напугать взрослых, чтоб с одной стороны, они бы начали охоту на пришельца, а с другой стороны, надо дать инопланетянину понять, что сея планета не сад Эдемов, и, как говорится, не все коту масленица.
Расскажу проверенный способ. Пришельца находят дети и хотят показать сей объект родителям. Среди них всегда есть 2-3 продвинутых подростка, которые говорят, что если этого посланника звезд показать взрослым, то они его отправят в лабораторию, где его истыкают иголками (бедные, запуганные дети). Всем в детстве делали прививки и уколы, так что, смекнув что к чему, все остальные дети поддерживают идею – не показывать Чужого взрослым. К тому же и пришелец против этого не возражает. Сидит скромно в уголке бубнит что-то. Наверно поддакивает. Итак, приняв коллективное решение, объект обсуждения помещается на ночь в один из домов. Папа просыпается ночью, в доме тихо, крадется к холодильнику, дабы подкрепить свои силы перед началом тяжелого дня, а там уже кто-то отоваривается. Ну и начинается развитие сюжета.
Вкратце обрисую его так. Какая может быть заветная мечта инопланетянина на Земле? Правильно. Убраться отсюда побыстрее к чертовой матери. А значит, все усилия заинтересованных сторон будут направлены на воплощение этой мечты. В конце концов, он со всеми прощается и улетает к звездам. А кто-нибудь обязательно скажет что-то типа: «Он улетел, но обещал вернуться».
В отличие от роботов, о которых пойдет речь ниже, инопланетянин не горит желанием стать человеком, чтоб побороть отчуждение общества. Хотя есть и исключения из правил. В качестве исключения обычно выступают инопланетяне, которые по всем показателям соответствуют человеку.
2. Роботы
Как ни странно, но роботы в нашей теме играют очень важную роль. Идея о роботе, осознавшем свое существование, но не признанного людьми в качестве живого существа, уже ни один десяток лет будоражит умы сценаристов и режиссеров.
Действительно, все, начиная от советского Электроника до Голливудского Дэвида (из «Искусственного Интеллекта») пытаются осознать смысл жизни, свое место в ней. При этом они сталкиваются с проблемой: люди видят в них лишь машину.
Машину, которая кем то запрограммирована, у которой нет чувств, эмоций, желаний, веры, надежды – ничего.
Людей изменить очень трудно, значит надо меняться самому. Поэтому основное направление развития подобных фильмов – это попытка робота стать человеком.
Коротко раскроем сюжетные линии:
Рождение
Искусственный интеллект еще не реализован в полном объеме. Человечество еще только на пороге этого величайшего открытия. Исходя из этого перед режиссером (не перед всеми) встает вопрос, а откуда должен появиться сей искусственный железный дровосек?
Безотказный способ – берется робот - одна штука без признака разума. Помещается в ситуацию, когда в него попадает, либо молния, либо высоковольтная линия электропередачи.
Вообще идея кого-нибудь замкнуть накоротко – идея-фикс в американской киноиндустрии. Из-под искрящего во все стороны провода на свет появлялись и зомби, и супермены, и гениальные ученые, и, конечно, разумные роботы.
Другой вариант – нужен безумный (или просто делающий вид) профессор. Этакий Кулибин. Предполагается, что заточенный в своей лаборатории профессор-Кулибин может такое нагородить, что потом всем городом не расхлебать. Примеров уйма. Раз имеет место быть безумный профессор, значит изобрести разумного робота ему как два пальца об асфальт.
Третий вариант самый простой. Идет год 2100 и искусственный интеллект уже изобретен.
Ну, скажите, разве это не жлобсто?
Юность
Появился интеллектуальный робот. И что дальше? А дальше он широко распахнутыми глазами взирает и начинает познавать открывшийся перед ним мир. С одной стороны кругом много информации. Можно стать круглым отличником и распевать на всех углах голосом Паваротти песню «Крылатые качели».
Но с другой стороны, что бы ты не делал, о чем бы ни мечтал, ты по прежнему остаешься роботом, - а раз ты робот, то прав в нашем обществе ты никаких не имеешь. Из всех законов страны к тебе подходят разве что только законы Робототехники. А значит, сиди и не отсвечивай.
Вот мы и подошли к сути. Притеснение роботов в обществе. Если ты робот, то не о какой высокооплачиваемой работе и не мечтай. Медицинская страховка не действует.
В общем на лицо геноцид направленный на роботов.
Зрелость – первые попытки
Когда робот все это осознает, то появляется естественное желание: стать человеком. У каждого робота это происходит в разное время, но обычно происходит обязательно.
Рассмотрим варианты решения поставленной проблемы:
1. Уломать профессора сделать из робота человека (Приключение Электроника).
2. Уломать голубую фею (Искусственный интеллект).
3. Одеться в человеческую одежду (Короткое замыкание).
4. Получить человеческие руки (Эдвард руки-ножницы).
Финал
Чем же все это заканчивается? Роботы обычно остаются роботами. Но сам финал обычно происходит по-разному. Откровенных хэппи-эндов обычно в этих фильмах не наблюдается. Такой фильм обычно заканчивается хорошо, но грустно. И это понятно – основная цель не достигнута, а все прочее это всего лишь меньшее из зол.
И все-таки, какие же мы имеем варианты исхода?
1. Робот может официально получить гражданство.
2. Робота можно убедить в том, что он есть то, что он из себя представляет, а не то, что у него внутри.
3. Робота можно в конце концов оставить в покое в какой-нибудь глуши, и пусть он там занимается своим любимым делом.
и пр.
3. Животные
Люди не могут принять роботов, в качестве членов общества потому что робот – это машина. А чудовищ не могут принять в свое общество, потому, как их боятся.
Начнем с прародительниц всех этих фильмов – со сказок. В сказках чего только нет, и в чудовищах недостаток тоже не наблюдается.
Конечно там есть плохие чудовища – змеи-горынычи, всякие, кащеи бессмертные, но есть там и добрые чудовища (обычно заколдованные сказочные принцы). Наехали по молодости лет на крутого парня, вот и сидят теперь в мохнатой шкуре.
Какая же основная фишка в сказках про добрых чудовищ?
1. Чудовище расколдовать может только прекрасная девушка (уродливые девушки и красивые юноши в расчет не берутся).
Т.е. контингент для снятия грозных чар строго ограничен.
2. Снятие чар обычно происходит оральным путем (через поцелуй). С этой задачей справляются не все.
Вспомним сказку о мертвой царевне. Семь богатырей с поставленной задачей не справились.
Что же мы видим на наших голубых экранах, имея перед собой живой пример в виде многочисленных сказок.
А видим мы очень мало. Конечно в мультипликационной области фильмов на эту тему довольно много, а в индустрии художественных фильмов тишина. Если подумать, то на ум приходит разве что Кинг-Конг.
А еще кто? Франкенштейн?
Да, не легкая задача снимать фильм на подобный сюжет. Сложно заставить людей сопереживать какому-то там чудовищу с щупальцами, поэтому и не решаются режиссеры вкладывать свои деньги в подобную лирику.
А раз так, значит надо обратиться к классике.
И что же мы имеем?
Свет, озарил мою больную душу,
Нет, свой покой я страстью не нарушу…
В. Петкун
Квазимоду в этом году раскручивали сильнее чем Баскова.
Почему же заново воскресает этот жанр? Почему же снова появляются на экране забытые сказки? Почему же старые мифы снова раскрывают свои загадочные тайны? Может быть потому, что люди устали от боевиков, от матершины. Может быть потому, что люди вспомнили, что есть на свете книги, которые пережили уже несколько поколений, но остались актуальными и по сей день. Может быть потому, что эти книги дает нечто такое, что ни одна чернуха не может дать, сколько бы денег в нее ни вложили?